Работаем по всей России

8 (800) 300 67 79

info@gasdiesel.ru

Заказать консультацию

Немного о технологии использования оптоволокна в измерении структурной целостности и накопленной усталости в изделиях из композитных материалов.

Разработчики композитов убедились в том, что чтобы гарантированно достичь совершенства отдельных компонентов и системы в целом, повторяемость параметров и надежность, крайне важно иметь доступ к большему количеству данных от датчиков и тестов. Независимо от того, стремятся ли они сертифицировать композитное изделие целиком, убедиться в целостности детали в течение всего ее жизненного цикла или просто оценить эффективность клеевого соединения, разработчики теперь имеют новый инструмент измерения и оценки, который обеспечивает беспрецедентную прозрачность поведения композитных материалов.

В течение десятилетий основным средством для инженеров-материаловедов и аналитиков напряжений был тензометрический датчик (тензодатчик; от лат. tensus — напряжённый) — датчик, преобразующий величину деформации в удобный для измерения сигнал. Изобретенный в 1950-х годах тензодатчик быстро стал стандартным инструментом для точечного измерения уровней деформации в металлах. Однако из-за высокой стоимости и сложности применения таких устройств (размер датчика, крепление, подключение и т. д.) инженеры были вынуждены сосредоточиться на наиболее критических местах и выбирать только несколько ключевых точек напряжения для снятия показаний. В эпоху применения стандартных изотропных материалов, физико-механические свойства которых постоянны и одинаковы во всех направлениях, таких как металл, стекло и т.д., с хорошо изученными свойствами и знанием того, как напряжение распространяется по материалу, этот подход снимания данных был эффективным и действенным способом проверки материалов и подтверждения целостности высокоточных изделий.

Так или иначе, системы из композитных материалов, это другая история. В дополнение к своим ортотропным свойствам композиты охватывают обширный и постоянно растущий диапазон типов материалов и способов производства. Хотя программное обеспечение для моделирования изделий из композитных материалов развиваются с впечатляющей скоростью, число переменных и сложностей, присущих композитным материалам и системам, остается серьезной проблемой для конструкторов, стремящихся гарантировать надежность нового продукта. Поскольку композиты из углеродного волокна все чаще используются в высоконагруженных конструкциях, требующих более высоких уровней проверки, выборочная проверка с помощью тензодатчиков приводит к проблемным слепым зонам.

К счастью, разрыв между реальностью и симуляцией может быть значительно сокращен с помощью оптоволоконных датчиков. Исследование состояния конструкции, производимое при помощи оптоволокна, впервые разработанное в 1990-х годах для мониторинга промышленно гражданских сооружений, развилось до уровня возможностей и надежности, полезных в индустрии композитов, что позволяет проводить гораздо более полные и точные испытания и проверки. Фактически, технология, которая обещает шагнуть за пределы тестовой лаборатории, позволяет создать интеллектуальные изделия, содержащие в себе тысячи встроенных датчиков.

Измерения высокой точности

Эти разработки послужили появлению волоконно-оптического датчиков высокой четкости (HD-FOS). HD-FOS может использовать стандартное оптическое волокно в качестве очень чувствительного непрерывного датчика напряжения или температуры. Используя незначительные изменения, вызванные деформацией и изменением температуры, влияющие на то, как свет проходит через это оптическое волокно, системы HD-FOS могут обнаруживать и измерять более 1000 отдельных точек деформации или температуры на метр длины волокна с точностью и чувствительностью наравне с устаревшими датчиками, включая тензодатчики.

Кроме того, оптические волокна физически совместимы с композитными материалами. Чрезвычайно легкие, тонкие и гибкие оптоволоконные нити можно легко интегрировать в композитные детали независимо от их геометрии. Они могут быть встроены в деталь и измерять внутреннюю или межслойную деформацию - изменения, которые недоступны для тензодатчиков или систем, основанных на определении видимых изменений. Многочисленные исследования показали, что встраивание волоконно-оптических датчиков в композитную структуру не оказывает вредного влияния на характеристики конструкции. Более того, в отличие от тензодатчиков с металлической фольгой, волоконно-оптические датчики пассивны, невосприимчивы к электрическим полям, химически инертны и демонстрируют отличное сопротивление усталости.

Рис 1: HD-FOS встроенные в балку передают непрерывные данные о деформации с разрешением менее 1 мм во всех трех измерениях.

Например, на рис. 1 показана композитная консольная балка с трехмерным армированием из углеродного волокна. Оптическое волокно 125 мкм было интегрировано в заготовку по осям X, Y и Z. Таким образом, датчики HD-FOS способны фиксировать тысячи дискретных точек деформации во всех трех измерениях. На рисунке представлена выборка данных о деформациях вдоль оси Y, поперечной к приложенной нагрузке. Отмеченные точки, где волокно совершает поворот (A, B, C и т.д.), испытывали растягивающее напряжение, которое увеличивалось с ростом нагрузки. Для облегчения понимания эти данные отображены на графике.

Межкомпонентные и адгезионные связи

Одна особенно сложная область, в которой эта технология может иметь значение - это использованиеее в смешанных материалах. Хотя многокомпонентные материалы имеют массу существенных преимуществ, прогнозирование механических характеристик на протяжении всего срока их службы является основным требованием во многих областях применения.

Рис 2: Данные с HD-FOS способны точно определять места расслоения. Вертикальная дефектоскопия образца приведена в нижней части рисунка.

Обычные методы контроля и испытаний могут использоваться для проверки количества повреждений или отслоений, но HD-FOS оказывается ценным инструментом для измерения расслоений непосредственно внутри материала, без видимых разрушений. На рис. 2 показаны данные измерений HD-FOS, приклеенного к обеим сторонам образца для испытаний внутреннего расслоения, длина которого составляет около 30 см. После испытания внутренние расслоения сканировали ультразвуком и сравнивали с данными HD-FOS. Данные HD-FOS могут более точно определить местоположение отрыва, что позволяет рассчитать скорость нарастания расслоения.

Умные компоненты для обнаружения повреждений

Хотя понимание процессов, происходящих внутри многокомпонентных материалов очень важно для создания более износостойких конструкций, Святой Грааль - это возможность получать данные об их состоянии прямо во время использования. В настоящее время для обнаружения повреждений обычно используются различные методы проведения контроля качества или технической диагностики, при которых не нарушаются рабочие свойства, а также прочность, целостность и надежность объекта контроля или отдельных его элементов (NDE/NDT). Однако эти методы отнимают много времени и требуют значительных простоев оборудования и трудозатрат. Использование встроенных датчиков гарантирует мгновенное обнаружение структурных проблем и повреждений.

Применительно к композитной конструкции, которая имеет оптоволоконные датчики, встроенные во время изготовления по всей поверхности, в любое время можно сделать снимок в любой точке структуры, чтобы оценить остаточную деформацию, которая, служит надежным индикатором разрушения в следствие усталости материала, ударного повреждения, роста трещин, расслоения или иного повреждения.

Рис 3: Встроенные оптоволоконные датчики предоставляют бесценные данные о целостности компонента или системы. Красная область указывает на внутренние повреждения, полученные в ходе испытания баллона на падение.

На рисунке 3 показан композитный баллон высокого давления с вплетенными волоконно-оптическими датчиками. Опрос датчиков HD-FOS генерирует тысячи измерений по всей поверхности, которые отображаются на 3D визуализации. Баллон ранее был испытан на падение, и трехмерная развертка данных легко указывает на области сильного внутреннего повреждения, обозначенные красным цветом.

Возможность встраивания датчиков HD-FOS может потенциально изменить способ проектирования и использования композитных конструкций на протяжении всего срока службы. Датчики HD-FOS позволяют создавать действительно интеллектуальные конструкции, которые снабжены «нервной системой» датчиков, способной обнаруживать и анализировать внутренние напряжения и деформации во время работы.


IACMI объявляет о совместном проекте по созданию интеллектуального композитного баллона высокого давления

Институт передовых инноваций в производстве композитов (IACMI, Ноксвилл, Теннесси, США) объявил о проекте по созданию интеллектуальных композитных баллонов высокого давления (Smart Composite Pressure Vessels (SCPV), с интегрированным мониторингом состояния. Проект возглавляет Steelhead Composites LLC (Голден, Колорадо, США), с командой, включающей Teijin Carbon (Роквуд, Теннесси, США), Национальную лабораторию Ок-Риджа (ORNL, Ок-Ридж, Теннесси, США) и Университет Теннесси (Ноксвилл, Теннесси, США).

Целью этого сотрудничества является разработка структурно-предсказуемых, недорогих интеллектуальных композитных баллонов высокого давления (SCPV) без ущерба для безопасности путем использования интегрированного мониторинга целостности. В проекте используется технология интеллектуальных оптоволоконных датчиков, разработанная профессором Dayakar Penumadu из Университета Теннесси, для оптимизации использования углеродного волокна и реализации технологии, обеспечивающей обратную связь с баллоном для мониторинга повреждений, связанных с усталостью материала. Steelhead Composites будет использовать опыт ORNL для оптимизации производства баллонов. Эта технология затем может быть использована для снижения стоимости композитных баллонов КПГ, применяемых в автоиндустрии.

В течение всего этого проекта интегрированные системы слежения HD-FOS будут осуществлять непрерывный мониторинг состояния баллонов и вести сбор данных об изменении характеристик на протяжении всего жизненного цикла вызванных воздействием силы различной величины. «В настоящее время требования к безопасности баллонов связаны с их применением в аэрокосмической промышленности. В дальнейшем баллоны, созданные при помощи мониторинга состояния, повысят эксплуатационную безопасность и снизят их стоимость в автомобильном секторе», - говорит Доктор Kaushik Mallick, директор по проектированию Steelhead Composites, LLC.

Конечная цель этого проекта состоит в том, чтобы обеспечить высокую степень доверия к безопасности баллонов и в дальнейшем снизить их стоимость. «Для широкого внедрения композитных баллонов в автомобильной промышленности необходима тщательная проверка стандартов безопасности для конкретных применений» - говорит John A. Hopkins, генеральный директор Института композитов. «Члены IACMI обладают опытом и техническими возможностями для проведения исследований, чтобы помочь в продвинуть эти решения».

Метод, разработанный в результате этого процесса, откроет новые возможности для интеграции систем мониторинга HD-FOS в отрасль производства углепластиковых баллонов КПГ. Результаты проекта могут позволить частной промышленности усовершенствовать производственный процесс, начать применять более эффективные материалы, снизить стоимость конечного продукта и сделать его более массовым.

Проект, возглавляемый Steelhead, частично поддерживается государственными партнерами IACMI, в том числе Колорадским отделом экономического развития и международной торговли (COEDIT, Денвер, Колорадо, США) и Департаментом экономического и общественного развития штата Теннесси (Нэшвилл, Теннесси, США). Эти государственные партнеры продвигают инновации, поддерживая IACMI и его участников.