Работаем по всей России

8 (800) 300 67 79

info@gasdiesel.ru

Заказать консультацию

Пропан, метан и неправильные баллоны

Если вы используете автомобиль с установленным газобаллонным оборудованием, или только планируете оснастить его ГБО, изучаете технологии и рынок, вам следует понимать принципиальное различие между газами и системами их хранения.

Наиболее распространенный на текущий момент автомобильный сжиженный углеводородный газ (СУГ, LPG) пропан или смеси пропана с бутаном может оставаться в жидкой фазе при комнатной температуре с упругостью насыщенных паров всего в 10 атмосфер. Поэтому баллоны для СУГ достаточно дешевы и их можно изготовить тороидальной формы для монтажа вместо запасного колеса. В связке с относительно не дорогим оборудованием последних поколений этот вариант оказался бы самым привлекательным, если бы не цена самого газа – почти вдвое больше, чем цена метана. Еще не стоит забывать о невозможности использования СУГ в районах крайнего севера в зимнее время - температура кипения пропана -42 градуса Цельсия. То есть при -43 вы просто не заведетесь.

С набирающим популярность природным газом все несколько иначе.

Метан также может храниться в жидкой фазе, но не в обычном баллоне, а криобаке при температуре ниже -180 градусов Цельсия и некотором избыточном давлении, которое зависит от совершенства криобака. Но с длительным хранением сжиженного метана пока есть проблемы. Дело в том, что при атмосферном давлении метан начинает кипеть уже при -162 градусах Цельсия, а при -82 градусах Цельсия и выше, вы не удержите его в жидкой фазе никаким разумным давлением (график фазовых переходов метана показан на рисунке ниже). Находящийся в сжиженном состоянии метан после нескольких дней хранения, нагреваясь от окружающей среды, начинает испаряться и через клапан сброса попросту уходить на «свечу». Ко всему прочему у нас эта система еще практически не развита из-за отсутствия заправок сжиженным природным газом (СПГ, LNG). Поэтому ее мы пока всерьез рассматривать не будем.

Исходя из вышесказанного, чтобы иметь приемлемый запас хода на метане или битопливе, газ необходимо хранить при высоком давлении. Очень высоком – 200 атмосфер. Многих пугают эти цифры, однако не стоит бояться – под таким же давлением находятся воздух, нитроксы и тримиксы в баллонах за спинами дайверов. Баллоны испытывают на производстве давлением превышающим рабочее в 2,5 – 3 раза. Многие дорогие баллоны выдерживают более 700 атмосфер до начала разрушения. Даже в случае аварии, качественный баллон с большей долей вероятности не взорвется. Но и тут есть нюанс. Из-за предъявляемых требований баллоны для компримированного природного газа (КПГ, CNG) дороги в изготовлении и некоторые пытаются на них сэкономить, заказывая дешевые баллоны, изготовленные на сомнительных производствах с не налаженной системой контроля качества. Сэкономив бюджет они подвергают свою жизнь и жизнь окружающих огромной опасности.

Ниже ми приведем несколько видео роликов: первый – испытание дорогого композитного баллона в условиях приближенных к настоящей аварии;

другие три – итог использования дешевых или вовремя не освидетельствованных баллонов.

Смотрите, делайте выводы.